monakh [1 st SFOD DELTA]
Новичок
Офлайн
Сообщений: 2
командир 1 st SFOD DELTA
|
 |
« : 2008-01-14, 21:32:35 » |
|
Соединения и части специального назначения России
ВПЕРВЫЕ части специального назначения в Вооруженных силах СССР были созданы в 1950 году, сначала в общевойсковых и танковых армиях, а затем и в военных округах. Они предназначались для ведения разведки и борьбы с мобильными средствами ядерного нападения в тылу противника на оперативной и оперативно-стратегической глубине, на территории сухопутных и морских театров военных действий. Дополнительно им была определена группа специальных задач: вывод из строя или уничтожение объектов оперативного управления, тыла и инфраструктуры; организация партизанского и повстанческого движения; поиск и уничтожение отдельных политических и военных лидеров противника в оперативной глубине, тыловых районах и на коммуникациях противника. С учетом опыта Генерального штаба по организации партизанского движения на оккупированных территориях в годы Великой Отечественной войны, было решено формировать части СпН на базе партизанских отрядов и бригад особого назначения, действовавших в тылу врага. В дальнейшем в силу различных причин численность, уровень подготовки и оснащения частей СпН неоднократно менялись, но задачи, стоящие перед ними, в целом оставались неизменными. С 1950 по 1979 год части СпН не привлекались к выполнению определенных им двух групп разведывательных и специальных задач, за исключением неоднократного участия офицеров частей СпН в советнических аппаратах в ходе вооруженных конфликтов в более чем двадцати государствах мира. Одним из основных недостатков, который повлиял на боеспособность и оснащение соединений и частей СпН вплоть до 1979 года, было отсутствие задач в мирное время. Сухопутные войска, которые предназначались для применения только в военное время и частью которых являлись части СпН, финансировались по остаточному принципу. Это была ошибка, свойственная военно-политическому руководству СССР в отношении всех видов и родов войск, которые в мирное время не выполняли боевых задач. По этой же причине в 90-е годы прошлого века Сухопутные войска как вид Вооруженных сил были упразднены решением начальника Генерального штаба. Для выполнения сложных задач, стоящих перед соединениями СпН, была очевидна необходимость в индивидуальной подготовке специалистов. Однако в подготовке продолжал доминировать привычный групповой принцип обучения. Исследования показали, что он был заимствован из опыта подготовки специальных частей дореволюционной России, подготовки диверсантов "активной разведки" в РККА, немецких специальных подразделений, советских партизан и диверсантов времен Великой Отечественной войны. И был рассчитан на массовость, но не на качество подготовки подобных частей и подразделений. На первом этапе строительства спецназа этот факт сыграл положительную роль. Но дальнейшего развития ни принципы подготовки, ни организационно-штатная структура, ни основы боевого применения в силу различных причин не получили. После войны в СССР дважды происходило масштабное сокращение Вооруженных сил. Этот процесс коснулся и частей СпН. После первого сокращения в Вооруженных силах страны осталось не более десятка отдельных рот СпН. В результате второго (60-е годы прошлого века) произошло укрупнение частей специального назначения. В 1963 году в ВС СССР было сформировано 10 бригад СпН, а к 1968 году их уже было 12, а кроме того 4 отдельные части СпН ВМФ. К сожалению, данный факт свидетельствует о том, что руководство СССР больше внимания обращало на количественные, а не на качественные показатели соединений и частей СпН. И все же, несмотря на серьезные ошибки в стратегии развития специальных сил в ВС СССР, личный энтузиазм и профессионализм офицеров-спецназовцев, их фанатичная преданность профессии позволяли успешно выполнять учебно-боевые задачи на многих войсковых учениях, полевых выходах и тренировках. В 1979 году, с началом войны в Афганистане, военно-политическое руководство страны обратило особое внимание на части СпН военных округов. С этого времени началось их практическое боевое применение. Применяемая соединениями и частями специального назначения тактика ведения диверсионных действий в глубоком тылу противника позволила им быстро адаптироваться к тактике бандформирований в Афганистане и проводить достаточно эффективные контрпартизанские операции. В результате их боевая деятельность приобрела новые черты и особый характер в форме специальных операций. Это привело к выводу на девять лет частей СпН за привычные рамки воинских частей боевого обеспечения. Достаточно сказать, что в начале афганской войны в составе 40-й армии была лишь одна рота СпН, а уже в 1986 году в армии действовали две отдельные бригады СпН. Значение их боевой деятельности признали даже "коллеги" из НАТО, которые отметили, что "основной силой, которая являлась барьером для проникновения в Афганистан оружия и моджахедов, головной болью для деятельности группировок, боровшихся с правительством, был русский спецназ". После вывода советских войск из Афганистана и вплоть до 1991 года они участвовали в предотвращении массовых проявлений сепаратизма на территории Азербайджана, Грузии и Армении.
После империи
К СОЖАЛЕНИЮ, развал Советского Союза и последовавшее за ним сокращение Вооруженных сил в смутные времена "новой" России привели к повальному уходу профессионалов из соединений и частей СпН. После распада СССР многие соединения СпН остались на территории стран ближнего зарубежья. А части, находящиеся в России, подверглись сокращению и кадрированию. Но даже в этот период они продолжали выполнять специальные боевые задачи в вооруженных конфликтах в Таджикистане, Северной Осетии, Чеченской республике. Достаточно сказать, что в ходе чеченской кампании 1994-1996 годов группировка частей СпН была близка по численности к той, которая существовала во время афганской войны. В то же время нельзя не отметить, что многие элементы, составляющие содержание соединений и частей СпН, сегодня исторически устарели и мешают достижению максимального эффекта при выполнении ими боевых задач. В частности, к ним относятся несоответствие уровня подготовки, организационно-штатной структуры соединений и частей СпН масштабам и сложности решаемых боевых задач. Исторически сложившаяся децентрализация управления частями СпН, когда их успехи ставятся в заслугу вышестоящим штабам, а неудачи причисляются к недостаткам деятельности начальника штаба округа, мешают с максимальной эффективностью раскрыться потенциалу соединений специального назначения. Анализ вооруженных конфликтов конца ХХ — начала ХХI века показывает, что современные угрозы национальной безопасности России создают все новые условия возникновения внутригосударственных и межгосударственных конфликтов на религиозной и этнической почве, на основе территориальных претензий, главным содержанием которых может являться сепаратизм и экстремизм. Сегодня борьба с данными проявлениями, к сожалению, не ведется превентивно, комплексно и сбалансированно, особенно в области применения административных, гражданских, гуманитарных, психологических и военных форм воздействия на очаги конфликта. В настоящее время в России борьбой с бандитизмом и терроризмом, имеющим сепаратистские корни, в той или иной степени занимаются многие государственные структуры, хотя не все они по своему предназначению к этому готовы. Традиционно большое количество ведомств, участвующих в проведении контртеррористических операций, постоянная ротация их подразделений в зоне конфликта, необходимость их адаптации к новым задачам, влекут за собой организационную и управленческую неразбериху. Эффективность действий остается крайне низкой, боеспособность наших сил отстает от аналогичного показателя сепаратистов и экстремистов. В области предотвращения угроз одиночных террористических актов ФСБ и ее антитеррористический центр занимают лидирующее положение. Борьбу с одиночными незаконными вооруженными формированиями осуществляют спецподразделения внутренних войск. Воинские части оперативного назначения внутренних войск блокируют районы нахождения бандформирований, организуют прочесывание территорий, населенных пунктов, обеспечивают работу органов МВД, ФСБ, военных комендатур в зонах вооруженного конфликта. Спецподразделения МВД обеспечивают деятельность органов внутренних дел, ведущих борьбу с преступностью на территории Российской Федерации. Организацию и проведение гуманитарных операций, особенно за границей, успешно осуществляют подразделения МЧС. Воздушно-десантные войска Министерства обороны РФ также мужественно выполняют задачи по уничтожению террористов и бандитов в зоне проведения контртеррористических операций. Но данная задача в боевой и оперативной подготовке ВДВ отсутствует. Борьбой с диверсионно-разведывательными формированиями противника в силу специфики подготовки реально может заниматься только один полк в ВДВ. Но все же к вооруженной борьбе с массовыми проявлениями партизанства и бандитизма исторически и в силу специфики тактики их боевого применения в настоящее время наиболее приспособлены соединения и части специального назначения военных округов.
Что впереди?
СОЕДИНЕНИЯ и части СпН имеют две составляющие: разведывательную и диверсионную. Вторая с начала афганской войны приобрела самостоятельное качество, выражающееся в проведении специальных операций. Это подтверждается практикой их применения в Азербайджане, Нагорном Карабахе, Северной Осетии, Таджикистане, Чеченской республике. Объективный процесс развития соединений и частей СпН должен привести к возникновению отдельного рода войск — войск СпН, которые смогут стать важным элементом военной организации России. А разведывательная составляющая продолжит самостоятельное развитие, оставаясь в комплекте частей обеспечения военных округов и армий. Задачами войск СпН могут стать: в мирное время — борьба с любыми проявлениями массового внутреннего и внешнего сепаратизма и экстремизма; в угрожаемый период — ослабление группировок агрессора и его союзников путем уничтожения его оперативных и стратегических, гражданских и военных объектов; в военное время — обеспечение военного превосходства группировок войск на театрах военных действий путем комплексного применения войск специального назначения и создание на их базе партизанских и контрпартизанских формирований, сил и средств разведки и поражения при проведении фронтовых операций в полосе обеспечения, оперативной глубине и на коммуникациях противника. Таким образом, исходя из реальных угроз целостности России и ее союзников, целесообразно в рамках военной организации, сформировать войска специального назначения, что не потребует значительных капитальных вложений. Они должны стать мобильной и компактной вооруженной силой. Войска СпН — основной инструмент разрешения кризисов и конфликтов, обеспечивающий отстаивание интересов государства в различных конфликтных ситуациях без привлечения крупных группировок войск.
|